Неуправляемые двухлетки

 

"Ужасные двухлетки" ( terrible twos ) - этот термин широко известен за рубежом. Он придуман для того, чтобы обозначить сложный период жизни ваших детей, когда их психика подвергается первому серьезному перелому. С этим переломом наступают тяжелые времена, как у малышей, так и у их родителей, и от того, насколько достойно они справятся с этим испытанием, зависит становление личности каждого ребенка. Что делать мамам и папам в этот непростой период, рассказывается в следующих материалах.

Эти неуправляемые двухлетки!..
"Опасный" возраст может наступить раньше, чем Вы думаете.

Воскресный день. Дом наполнен детскими игрушками, голосами взрослых и запахом вкусной домашней выпечки. Да, я еще забыл упомянуть тройку близнецов, которые сейчас переживают период, известный под названием "ужасные двухлетки". Идиллическая картина, описанная чуть выше, выглядит на самом деле несколько по-иному: игрушки разбросаны по всему дому, обессиленные взрослые лежат в изнеможении на диванах и в креслах, крошки от домашней выпечки вдавлены в ковры, а начинка размазана по стенам.

"Не может быть, - обращаюсь я к спутнице жизни, - этого просто не может быть! Им ведь только 19 месяцев! До двухлетия еще далеко, а они уже ведут себя как ужасные двухлетки".
"Да, дорогой, - отвечает мне жена, - ужасные двухлетки уже здесь…".

Переход от относительно спокойного младенческого возраста к полной неуправляемости произошел без предварительных предупреждений. Он застиг нас врасплох, поскольку детям еще не исполнилось 2 лет. Мы ошибочно полагали, что у нас еще в запасе несколько месяцев, но мы жестоко просчитались: время сокрушительных перемен наступило буквально в один день. Ранний приход "опасного" возраста объясняется тем, что у близнецов очень развита способность (и привычка) передразнивать, копировать, подражать, так что всё, и хорошее, и плохое мгновенно перенимается или берется на вооружение.

С одним ребенком подобная трансформация переживается довольно тяжело. Ребенок испытывает границы дозволенного и проверяет родительские нервы на прочность. С близнецами все сложнее во много раз. С трудом установленные правила трещат по швам.

Как же подготовиться к наступлению к этому празднику непослушания? Как избежать истощения физических и духовных сил?

Из опыта я знаю, что полностью подготовить себя к периоду "ужасных двухлеток" не получится. Первым шагом к подготовке можно считать понимание того факта, что этот период может наступить раньше второго дня рождения. Можно поискать советы в книгах по воспитанию и дисциплине ребенка, хотя если честно, мне так и не удалось найти ни одной книги, которая бы научила меня, как достойно встретить пресловутое двухлетие. Что касается нервного истощения, я бы посоветовал относиться ко всему легко. Постарайтесь не принимать близко к сердцу поступки и проступки ваших малышей - в конце концов, они еще маленькие!

Может так оказаться, что вы будете не в состоянии хоть как-нибудь повлиять на поведение ваших двухлетних монстров (все мои подготовительные маневры не дали ровно никакого результата). Просто помните о том, что этот период рано или поздно закончится, и вы сможете воспитать детей так, как считаете нужным.

Как справиться с "ужасными двухлетками".
(Из опыта работы медицинского центра Kaiser Permanente, Pleasanton, Calif.)

С двухлетними детьми справиться нелегко. Это возраст, когда родителям приходится управлять поведением детей, приучать их к правилам и ограничениям - укладывать спать в одно время, хорошо есть во время приема пищи, адекватно вести себя в обществе других детей, оставаться на какое-то время без папы с мамой. В зависимости от персональных особенностей ваших детей, каждое из этих испытаний может вызывать слезы, вспышки раздражения, игнорирование или агрессивное неповиновение.

Не бойтесь. Все это вполне естественно и нормально.

Есть метод, с помощью которого вы сможете бороться с обескураживающей действительностью. Вся сложность заключается в том, чтобы научиться принимать ребенка как личность и правильно определить его темперамент, или тип характера. После этого вы сможете разработать соответствующие стратегии воспитания.

Мы выделяем 9 устойчивых свойств характера, на основе которых и делаем вывод о темпераменте ребенка:

1. Чувствительность (сенситивность) . Черта, показывающая, насколько восприимчив ребенок к окружающей обстановке. Ребенка с повышенной сенситивностью, например, может привести в состояние раздражения ярлычок на его/её майке в области шеи. Такие дети часто бывают чувствительными и в сфере эмоций.

2. Активность. Активный ребенок постоянно находится в движении, не может усидеть на месте, ему необходимо тратить энергию.

3. Сила реакции (глубина реакции) . Дети, которым свойственны глубокие реакции, слишком остро и громко реагируют на происходящее, драматизируют его, вскипают и негодуют, что часто вызывает подобную же реакцию у родителей.

4. Ритмичность (цикличность) . Предсказуемость ребенка в его ежедневных привычках (прием пищи, укладывание ко сну).

5. Адаптация . Как легко ваш ребенок принимает перемены и как быстро готов изменить свои привычки? Трудно адаптирующемуся ребенку необходимо время, прежде чем он сможет подготовить себя к переменам.

6. Настроение . Наиболее общая тенденция в характере ребенка. Зависит от других свойств характера.

7. Консервативность . Одни дети стремятся к новым впечатлениям и испытаниям, другие пытаются их избежать.

8. Настойчивость (упорство) . Способность принять вызов, довести дело до конца, не отступая и не приходя в уныние от отсутствия немедленных результатов

9. Устойчивость внимания . Долго ли концентрирует внимание ребенок на конкретной вещи или конкретном действии? Или его легко отвлечь от его занятий?


Самые сложные поведенческие ситуации часто связаны с высокой активностью, трудной адаптацией, глубокой реакцией, низким порогом "расстраиваемости" и отсутствием настойчивости. Зная это, вы можете справиться с этими ситуациями.
Например, если для ребенка характерны глубокие реакции, Вы должны проявлять сдержанность и не давать конфликту разгораться (очень важно также установить, что явилось поводом такого поведения). Если ребенок легко раздражается, попробуйте разбить большое задание на несколько мелких. Например, вместо того, чтобы поручить дочке убраться в комнате, можно попросить ее сначала собрать всех игрушечных животных, затем книжки и т.д.

Проблемы поведения ярче всего проявляются тогда, когда надо накормить детей или уложить их спать, ведь мы в этих ситуациях пытаемся очертить границы того, что можно, а что нельзя. Мы знаем, что правильно есть и хорошо спать важно как для физического здоровья, так и для эмоциональной сбалансированности.

Энергичные, активные дети нуждаются в более продолжительном сне. Без этого они могут стать более раздражительными и будут труднее адаптироваться к обстановке. Хитрость в том, чтобы постепенно утихомирить детей заранее, избегая интенсивных, активных занятий. У всех детей есть маленькое временное "окно", когда их довольно легко успокоить и отправить спать. Часто родители пропускают этот шанс "мягкой посадки".

Принятие пищи является настоящим бедствием в случаях с некоторыми детьми. Ребенок не хочет сидеть за едой, предпочитая понемножку "пощипывать" в течение дня. В основном, этим отличаются дети активные, с относительно невысокой способностью к адаптации. Они ненавидят ограничения и все, что с ними связано: сидение на высоких стульях, в детских автомобильных креслах, просто за обеденным столом для них большая мука. С такими детьми надо начинать с малого и двигаться вперед постепенно, шаг за шагом. Во время обеда дайте ребенку немного поесть, потом отпустите его немного побегать, потом усадите снова за стол и дайте поесть еще.

Еще одним серьезным испытанием для ребенка является отсутствие рядом родителей в течение некоторого времени. Особенно сложно дается разлука малышам, которые легко "распускают нюни". Чаще всего это случается в семьях, где родители, в попытке оградить детей от малейших проблем, приучают их к тому, что любые преграды будут для них устранены мамой и папой, притом немедленно. Рецепт здесь такой: необходимо давать ребенку больше времени на ожидание, чтобы увеличить порог его терпения. Начинать надо с грудничкового возраста, делая перерыв между кормлением одной грудью и другой. Другой способ решить проблему - как можно раньше познакомить детей с другими людьми, которые будут ухаживать за ними: дети понимают, что другие люди тоже в состоянии им помочь и свет не сошелся клином на родителях.

Темперамент влияет и на отношения между самими детьми.
Например, трудно адаптирующиеся дети любят командовать и требовать. Им лучше находиться в небольших группах сверстников, где меньше вероятность встретить таких же "командиров".
Впечатлительные дети часто дерутся и кусаются - не для того, чтобы причинить боль, а чтобы дать выход напряжению. Им будет легче и интереснее в компании с детьми старше них.

Изучая особенности характера (темперамента) своих детей, родителям легче будет справиться с чувством вины, часто сопровождающим их при уходе за детьми и их воспитании. Все дети разные, и важно распознать и принять к сведению эти различия. Хороший родитель будет подстраивать свои методы воспитания под темперамент ребенка, а не наоборот.

Дети появляются на свет без инструкций по эксплуатации. Научитесь понимать своего ребенка, и тогда вы перестанете сравнивать его с соседским ребенком и клеймить себя за то, что вы все делаете "не так". Вам станет понятно, как надо обращаться именно с вашим ребенком и как избежать проблем в его поведении.


Из родительского опыта

В основном, советы родителей близнецов по преодолению "сложного" возраста сводятся к двум способам решения проблемы:
1) отдать детей в ясли-сад, переложив заботу на профессионалов-воспитателей и получив передышку для восстановления сил;
2) дать детям свободу, придумав для них такие занятия, которые бы позволяли выплеснуть избыток энергии, но за которыми легко смотреть и управлять их ходом.
Например, можно дать детям акварельные краски или гуашь и большие листы бумаги, на которых они с удовольствием будут "рисовать" руками. Дети измажутся с ног до головы, но будут счастливы.
Пожертвуйте обоями в детской комнате и разрешите рисовать на них в каком угодно месте и чем угодно.
Дайте детям возможность играть в игры с водой. Смиритесь с тем, что на кухне и ванной пол у вас будет мокрый.
Качели, песочница, мультики, бассейн-лягушатник, игрушечная мебель, паззлы - все средства будут хороши, если вы контролируете ситуацию.

Вопросы безопасности для двухлетних


Среди множества проблем, которые нам доставляют "ужасные двухлетки", есть и светлая сторона: дети этого возраста, как правило, физически здоровы. Однако вам предстоит следить за ними с зоркостью ястреба, так как травматичность в этот период необычайно высока. Дети чрезвычайно активны, много бегают, прыгают, совершают массу движений и иногда напоминают диких зверей, выпущенных из клетки на волю. Они ничего не боятся, им неведомо чувство опасности. В результате, несчастные случаи (утопление, падение с высоты) становятся основной причиной детской смертности для этого возраста. Нередки и случаи бытовых отравлений и ожогов. Поскольку дети не могут почувствовать опасность и избежать ее, вы должны взять заботу об этом на себя.


5 маленьких советов от Элвина Идена

Нижеследующие советы должны вам помочь справиться с приступами неуправляемости ваших малышей.

1. " Отвлечение ". Постарайтесь переключить внимание ребенка на другой предмет или занятие, например, включив музыку или телевизор.
2. " Отделение ". Уведите ребенка с того места, где он проказничает. Если во время прогулки он кусает другого ребенка, вернитесь с ним домой. Бесполезно кричать и ругаться. Сделайте все тихо и спокойно.
3. " Объяснение ". Объясните, почему вы поступаете так или иначе. Ведение новых правил без их объяснения несправедливо, и ребенок это почувствует.
4. " Компромисс ". Да, вам придется иногда уступать. Позволяйте ребенку иногда принимать решения самому. Делая маленькие уступки в малом, вы добьетесь успеха в большом.
5. " Наказание ". В арсенале ваших средств наказание тоже должно занимать определенное место. Самое лучшее наказание - лишение привилегий. Шлепать ребенка позволительно в самых исключительных случаях, например, если ребенок выбегает на улицу с оживленным движением. Причем, шлепая ребенка, вы не должны причинить ему боль, он и так прекрасно поймет смысл вашего поступка.