Как научить близнецов делиться

 

Одна из самых серьезных проблем воспитания близнецов - обучение их искусству совместного владения вещами. Ваши малыши не простаки: каждому необходимы ЕГО игрушки, ЕГО одеяло,
ЕГО плюшевый мишка. Вам никогда не уговорить Ваших малышей - они хотят иметь то, что им принадлежит по праву… и немного сверх этого. Как же донести до детей идею ОБЩЕГО? Как рассказать, что надо уметь делится?

Ребенок рождается в неведении о том, как делиться, и, особенно, зачем делиться. Этому необходимо научить как можно раньше, дабы избежать серьезных стычек между малышами. Хотя придется потрудиться: дети просто не понимают, чего от них хотят. От рождения до 7 лет они заняты тем, что учатся управлять своим телом и приспосабливаться к внешнему миру (стоять, ходить, бегать, кидать мяч, поворачивать ручки и т.п.). Социальные отношения (включая и отношения собственности) находятся на втором плане. Они выйдут на первый план только с возрастом. А пока можно готовить детей к вступлению в такие отношения, снабдив каждого из них игрушкой, которая ему интересна и создав условия для занятий, которые ему интересны. Возвращая отобранную одним ребенком игрушку другому ребенку (её "законному" владельцу), скажите: "Это мячик Павлика, вот, возьми свой!". Учтите, что в случае с новыми игрушками, детям любого возраста, лет до 12, бывает особенно сложно делиться приобретением сразу.

Карлина , эксперт-бихевиорист, давно исследует эту проблему. В статье "Как я учу детей делиться", она предлагает возможные решения, которые, возможно уменьшат число споров (и драк) между близнецами. Объединяющим началом могут стать игрушки, предназначенные для развития воображения. Такие игрушки не приходится делить, поскольку они предполагают совместную игру путем придания игрушке тех качеств, о которых один ребенок должен сообщить другому, чтобы договориться, в какой роли будет выступать этот предмет в совместной игре. Это, например, деревянные бруски и цилиндры различных размеров, маленькие неокрашенные фигурки животных, разноцветные мячики, изготовленные из мягких материалов, длинные цветные кусочки тканей (предпочтительно, хлопковые и шелковые), "разнокалиберные" коробочки, домики для кукол и игрушечные предметы обихода и т.п.

Если у Вас близнецов больше, чем 2, попробуйте установить такую систему: один из близнецов выбирает игрушки по числу близнецов в семье (т.е. если в семье тройня, он берет 3 игрушки), а право выбирать из уже отобранных принадлежит его братьям-сестрам. Система хороша тем, что ребенок знает: если все игрушки, которые он выбрал, хорошие, то и ему достанется хорошая; ведь он не знает, с какой он останется. Получить игрушку последним - это цена за роль "отборщика игрушек". Другой положительный момент этой системы - развитие индивидуальности ребенка. Пусть ваши малыши знают, что у них есть право выбора и право принимать решения. Это важно, поскольку у близнецов развито естественное чувство соперничества.

Можно попробовать "рациональный" подход. Установите правила, которые дети должны соблюдать, и пусть их несоблюдение приводит к понятным им последствиям. Объясните вашим близнецам, что если они будут продолжать спорить из-за одной игрушки, то других игрушек они не получат (или что игрушку, ставшую предметом спора, не получит ни один из детей). Твердо исполняйте введенные Вами правила, тогда метод будет работать. Любое сделанное Вами исключение мгновенно рушит титанические усилия по введению правила.

Сторонники "рационального" подхода считают, что главное при воспитании в детях чувства разницы между "моё" и "наше" - это не давать воли детской импульсивности, которая заставляет ребенка отбирать игрушку у брата или сестры, потому что он или она хочет эту игрушку прямо сейчас. Для этого надо научить ребенка способам получать вещь другим способом, нежели отбирание: если Ваш сын отнял игрушку у Вашей дочери, верните ей эту игрушку, а сыну скажите: "Твоя сестренка играет сейчас с телефоном. Когда она закончит, наступит твоя очередь". Не забудьте проконтролировать, чтобы так и произошло, и Ваш сын получил вожделенный телефон. Даже если он ему уже стал не нужен, Вы показываете, что он может всегда быть уверен в том, что его очередь все равно придет.

Если дочь не расстается с телефоном ни на минуту, попробуйте ограничить ее во времени. Скажите, что через пять минут она должна уступить очередь брату. И учите детей меняться. Скажите сыну: "У твоей сестры есть телефон, и если ты действительно хочешь поиграть с ним, почему бы тебе не подобрать другую игрушку, которая ей понравится, и попытаться уговорить ее поменяться с тобой?"

Еще один вариант - поучаствовать самой (самому) в детских играх и приучать детей к совместному владению игрушками во время этих игр. Вы можете сказать: "У меня есть грузовик. Я бы хотел, чтобы ты им тоже играл. А ты мне дашь того маленького человечка, с которым ты сейчас играешь, можно? Нет? Ну ладно, может, попозже поменяемся…". В другой раз Вы скажете: "У тебя есть автобус, у меня - полицейская машина. Давай меняться!" Таким образом Вы сможете научить детей использовать другие способы завладеть вещью, чем отбирание.

Отличный способ обучения малышей - Ваш собственный пример. Пускай папа купит новую игрушку для себя (например, карманный фонарик), и Вы покажете детям, как мама и папа сообща пользуются "новой игрушкой". Это, наверное, звучит диковато для взрослого, но ребенок отнесется к такому событию вполне серьезно. Повторяйте эксперимент с другими "игрушками", и Вы увидите, что дети будут брать с Вас пример.