"Таня-с-Олей"

 

От рождения до школы

Мы с сестрой близнецы, родились с разницей в 15 минут. Оля - старшая, но родилась меньше меня по росту и весу. Разница в росте - 2см - была всегда и остается до сих пор.

Имя мне дали сразу. Папа сказал - большая будет Таней. А Оле долго не могли придумать имя. Все решил случай.
Когда мама гуляла с нами, одна старушка спросила, как нас зовут. Мама ответила, что одну зовут Татьяна, а у второй имени пока нет. Старушка посоветовала назвать мою сестру Ольгой (как в "Евгении Онегине"). Наши родители так и сделали.

Мы всегда были очень похожи друг на друга. Я и сегодня, глядя на наши "малышовые" фотографии, не могу точно сказать, кто где. Позже случалось немало комичных ситуаций, когда ко мне подходили Олины знакомые и начинали разговаривать со мной, как с Олей (или наоборот). Я ничего не понимала, а у собеседника вытягивалось лицо от изумления (он, наверное, думал, что я тронулась умом). До сих пор соседи из Олиного дома (я жила там раньше) путают нас.

До третьего класса мы жили вместе с папиным братом и его семьей. Его дочь - наша двоюродная сестра (она младше нас на 5 лет) - всегда называла нас ТанясОлей, даже если перед ней была кто-то одна из нас.

Меня всегда считали старшей, т.к. я была серьезнее. Но если мы ссорились (а мы, бывало, не только ссорились, но даже дрались), то попадало обеим. Я не замечала, чтобы кого-то из нас любили больше или меньше. Если мы просили купить какую-нибудь вещь или игрушку, а у родителей в тот момент не было денег, то они всегда говорили: "Вот если бы у нас была только одна дочка…" И тогда мы с сестрой начинали спорить, как было бы хорошо, если бы ее (или меня) не было.

Мама всегда одевала нас одинаково. И когда в детском саду нас фотографировали, то печатали фотографию только кого-нибудь одного (почему-то это всегда была я). Болели мы всегда друг за другом, а не вместе. Как только одна выздоравливала, сразу заболевала другая (особенно это касается инфекционных болезней - ветрянка, свинка).
В детский сад в старшую группу мы утром ходили одни, потому что родители рано отправлялись на работу, а садик был рядом. Чтобы не обходить длинный забор, мы просто через него перелезали.

Игрушки нам старались покупать в двойном экземпляре. И если, например, чья-то кукла терялась, то из-за второй мы всегда ссорились и никогда не признавались, чья игрушка потеряна. (Если же игрушки были разного цвета, например мяч или ведерко, тут было известно наверняка, кто "Маша-растеряша"). Иногда мы устраивали "мирный дележ" (когда у многих игрушек не было пары). Мы садились около коробки с игрушками и начинали выбирать по одной. Например, я - куклу, Оля - мишку и т. д. Когда все игрушки были поделены, у нас начинался обмен. Одну "дорогую" игрушку мы меняли на две-три "малоценные".

Однажды нам подарили очень красивую немецкую куклу (эти куклы были в то время большим дефицитом). Мы играли в нее вместе. И как-то раз наша кукла "заболела" ветрянкой. Мы ее намазали зеленкой и принесли в детский сад. В саду кукла "умерла" и мы решили ее похоронить. Выкопали могилу под кустикоми похоронили. А место похорон не приметили. Кукла, наверное, до сих пор там.

Вкусы у нас почти одинаковые. Правда, в детстве я не любила грибной суп, а Оля - черную икру. И когда в детском саду нам давали блины с черной икрой (даже такое было!!!!), Оля всегда отдавала ее мне (и все дети мне завидовали). Сейчас обе не любим селедку и пиво, а Оля еще и пшенную кашу и хурму.

Я думаю, что в раннем возрасте нас воспринимали как единое целое. Детям было без разницы, с кем дружить, потому что нас практически не различали. И если ссорились с кем-то одной из нас, то не дружили с обеими сразу. Если кого-то из нас обижали, то другая защищала свою сестру. Вместе мы были всегда - ходили в один детский сад, школу. Летом нас отправляли с детсадом на дачу, а позже в пионерский лагерь. (Расставаться начали, только когда закончили школу и поступили в разные институты. Но по времени разлуки никогда не превышали одного месяца.)

"Командовала" нами обычно Ольга. Мама говорит, что она всегда была похитрее, а я легко шла на уступки. Но в коллективе мы не были лидерами.

 

Школа

Учились мы одинаково ровно. Сидели всегда за разными партами. Мало того, нас всегда рассаживали в разные углы класса. Только один год - в восьмом классе - на одном уроке - математике - мы сидели за одной партой. Почему учительница так поступила, я уже и не помню. Интересно, что она всегда вызывала нас к доске вместе, чтобы не перепутать. Однажды Оля пришла в школу после болезни, а у нас была контрольная по математике. Я сделала свой вариант и Олин. И у нас у одних из всего класса были пятерки.

В школе друг за друга не отвечали, хотя вряд ли бы это заметили учителя, особенно те, что нас еще недостаточно хорошо знали. Зато письменные домашние задания иногда делали сообща (если в это время мы были не в ссоре): например, я - русский, Ольга - математику, потом давали друг другу списать. Получалось быстрее в два раза.

Интересы у нас в раннем возрасте были одинаковые. В школе мы много читали. Нам нравились одни и те же книги, и мы читали их друг за другом. Занимались в одних кружках. А когда стали старше, интересы начали меняться. Одинаковыми остались только книги и музыка.

В старших классах мы старались делать уроки в разных комнатах. Очень любили учить стихотворения в ванной, поэтому каждая старалась занять ее раньше сестры. Когда писали сочинение, то иногда просили маму проверить или придумать какую-нибудь фразу. Мама, обычно, придумывала тому, кто первый к ней обратился, а потом говорила, что вторую фразу с тем же смыслом, но другими словами придумать не может.

Вызывали нас к доске, как всех, по очереди. Мальчики нас путали, девочки - редко (наверное, потому, что девочки всегда более внимательны и замечают мелочи). Учителя нас тоже путали. И, чтобы не быть обманутыми и исключить "махинации" при сдаче устных экзаменов, всегда оставляли нас в числе последних. Когда нас оставалось трое - мы с сестрой и кто-нибудь из одноклассников, заставляли отвечать сначала кого-нибудь из нас, потом одноклассника, потом другую сестру. В коллектив входили легко, с нами сразу кто-нибудь знакомился. Подруги сначала были общие, а потом у каждой - своя, но все равно дружили все вместе. Например, если я почему-то не могла пойти в кино или театр со своей подругой, то в кино шла моя сестра.

Мы всегда любили подвижные игры. В детстве во дворе всегда собиралась большая компания ребят и мы играли в "казаки-разбойники", "вышибалы", "салочки" или прыгали по плитам на ближайшей стройке. Любили настольный теннис (Ольга играет немного лучше меня). И сейчас на даче мы играем в него. А вообще всегда чем-нибудь занимались - танцами, гимнастикой, фигурным катанием - всем понемногу. Но у Ольги терпения меньше, поэтому она бросала занятия раньше меня.

Одежду, как я уже говорила, носили одинаковую (так нас одевали родители). Но всегда искали в ней различия - подкладка другая, пуговицы разные, этикетка пришита по-другому и т.д. Когда наша мама вязала нам что-нибудь, то чтобы мы могли различать вещи, всегда вторую вещь вязала с небольшими изменениями (или полоска другого цвета, или орнамент другой), но в целом вещи были одинаковые. В старших классах мы научились шить, и шили себе одинаковые вещи, но тоже с небольшими отличиями (хотя материал был одинаковый). Мне нравилось ходить одинаковыми, а Оле - нет. Когда мы стали покупать себе одежду сами, то некоторое время, по привычке, покупали одинаковую, а потом решили - зачем тратить деньги на две одинаковые вещи, когда можно купить разные и меняться друг с другом. Гардероб сразу увеличивается вдвое!

Влюблялись и в нас двоих, и в каждую в отдельности (при этом нас тоже путали и любовные записки подбрасывали в портфель не "своей " пассии). В восьмом классе в Олю влюбился мальчик из параллельного класса. Свою любовь он проявлял тем, что, проходя мимо, старался ударить ее. Причем доставалось и мне, и Оле. Зато записки, предназначенные мне, могли спокойно оказаться в портфеле у моей сестры. Мы сами влюблялись и в одного (только не признавались друг другу), и в разных мальчиков (тогда секретничали друг с другом).

С нами в классе учились двойняшки (мальчик и девочка и два мальчика). Не могу сказать, чтобы они вызывали больший интерес, чем мы, потому что они внешне были разные. Еще я помню девочек-близняшек, которые учились в классе, где я была вожатой. Они совершенно не могли ужиться друг с другом, все время ссорились и дрались. И тогда одну из них перевели в другую школу. Я не знаю, как они дома жили!!

 

 

Взрослая жизнь

В школе мы любили шить. И когда пришло время определяться с профессией, Оля выбрала институт легкой промышленности, а я решила, что шитье - это будет мое хобби, и поступила в МЭСИ. Я сдавала за Олю сочинение, причем дважды, т. к. она не поступила сразу и повторила попытку через два года. При поступлении в институт нужна была справка из поликлиники, а у Оли были кое-какие проблемы. К врачу за нее пошла я. Врач была очень удивлена, что проблемы со здоровьем исчезли. В то же время Оля ходила за меня мерить давление (у меня было пониженное, а у нее нормальное).

Говорят, что только близнецы могут понять друг друга по-настоящему. Я думаю, что это не так. Иногда близкая подруга способна лучше понять твою проблему, чем сестра. По крайней мере, у нас именно так. Может быть потому, что у нас сейчас разное материальное и семейное положение, разные интересы и привычки, разное окружение.

У меня растут две дочки, у Оли - два сына (вот оно - равновесие в природе!).

Отношения между нами не всегда были безоблачными. Бывало, и надоедали друг другу, и ссорились. Могли поссориться из-за пустяка и долго не разговаривать. На примирение первой всегда шла я.

Оля заметила, что когда у одной из нас все хорошо, то у другой "черная полоса". Так бывает очень часто.

Наша похожесть друг на друга не исчерпывается внешним сходством. Привычки у нас тоже, в основном, одинаковые. Мы обе любим подолгу купаться в ванне, поэтому в те времена, когда мы жили вместе, из-за этого возникало много споров. Есть похожесть и на более тонком уровне: раньше я часто заезжала к сестре после работы. И оказывалось, что в этот день мы были одеты практически одинаково - либо такая же кофточка, либо одежда одного цвета…

Сейчас мы живем не вместе. Оля с семьей и нашей мамой живет за городом. У них собственный дом. Очень часто я приезжаю к ней со своими детьми на выходные. Все праздники мы отмечаем вместе у нее дома, а летом и на каникулах мои дети живут у нее. Мы созваниваемся каждый день. Если возникают проблемы, то стараемся помочь друг другу с ними справиться- но так, наверное, в каждой семье, а не только у близнецов.

Я думаю, что если бы Оля пришла на мою работу вместо меня (или я вместо нее), то никто бы в течение какого-то времени ничего не заметил!!